Многие эксплуатационные качества грузового автомобиля, такие как : устойчивость, плавность хода, долговечность узлов и отдельных деталей машины во многом зависят от характеристик подвески. Важность этих характеристик особенно возрастает в тяжелых дорожных условиях. Именно подвеска определяет среднюю скорость грузовика на плохой дороге, а не мощность двигателя, как многие полагают. По данным статистики можно определить как неровность дороги влияет на производительность подвижного состава :
- снижается скорость движения на 35-40%
- увеличивается расход топлива на 50-70%
- ускоряется износ ходовой части на 40%
- общая производительность падает на 33-36%
- стоимость транспортировки грузов в среднем возрастает на 60%
Среди косвенных потерь отмечается увеличение вредных выбросов в атмосферу из-за перерасхода топлива, износ шин, отпуск ресурсов и трудозатрат на техническое обслуживание авто. Данных проблем могло бы не быть, если бы качество дорожного покрытия было в идеальном состоянии. Но в России, как Вы, наверное, уже догадались 2 проблемы и одна из них - дороги. Потому есть и другой путь – модернизировать ходовую часть, а именно подвеску . На первый взгляд эта мера может показаться нерентабельной, но, учитывая массовость грузовых авто и все перечисленные прямые и косвенные потери, является все же экономически обоснованной. Усовершенствование подвески также важно и для ровных дорог, поскольку в последнее время ужесточаются требования к управляемости грузовых автомобилей и автопоездов.
Коэффициент веса (отношение грузоподъемности автомобиля к собственному весу) выпускаемых грузовиков год от года увеличивается. Наблюдается отчетливая тенденция к уменьшению веса автомобиля при сохранении грузоподъемности. Подвески со стальными рессорами перестают соответствовать современным требованиям, таким как :
- обеспечение плавности хода без существенных смещений как подрессоренных, так и неподрессоренных частей
- обеспечение постоянной высоты расположения кабины (подножки или пола) независимо от загрузки
- просвет между шасси и осями должен быть минимальным
Линейные характеристики упругих элементов не позволяют добиться приемлемой частоты колебаний, однако проблему можно решить при помощи упругих элементов с нелинейными характеристиками. Для этого конструкторы используют решения с привлечением пневматики и гидропневматики. Снижение амплитуды колебаний в таких упругих элементах достигается за счет большой энергоемкости при сильных прогибах и в основном рабочем диапазоне. По этой же причине уменьшается и количество энергии, передаваемое амортизаторам. В подвесках со стальными упругими элементами улучшение характеристик достигается только усложнением конструкции. Одним из главных достоинств пневматической подвески является автоматическая регулировка жесткости хода при изменениях условий нагрузки. В свою очередь это повышает плавность хода и улучшает ряд других характеристик. По части долговечности пневматические упругие элементы вне конкуренции: по данному параметру стальным элементам с ними не сравниться. Ресурс превмоэлементов может доходить до 1 млн. км.
Благодаря совокупности положительных характеристик, пневмоподвески улучшают эксплуатационные качества автомобиля в целом. Среди них и устойчивость, и понижение центра тяжести, стабильность положения по горизонтальной оси, увеличение срока эксплуатации транспортного средства и прочее. По себестоимости производство пневматических и рессорных подвесок практически уравнялось, а, учитывая технический и экономический эффект, «пневматика» – наиболее востребована.